Слово «ката» буквально означает «установленная форма».

На Окинаве и после появления на Японских островах вплоть до 30-х годов каратэ состояло почти исключительно из ката.

Считается, что именно Фунакоши под влиянием основателя дзюдо Дзигоро Кано и при участии Хиронори Оцуки (основателя стиля вадо-рю) разработал первые парные упражнения, представляющие собой определенный удар и защиту от него (якусоку кумитэ).

Свободный спарринг в каратэ впервые ввел Гогэн Ямагути. Первые соревнования были проведены в 1957 году. Кумитэ (буквально «борьба рук»), таким образом, следу­ет считать новым аспектом каратэ.

Ката это обусловленная техника защиты от нескольких воображаемых противников.

Ката существуют не только в каратэ, но и в других восточных боевых искусствах, в том числе в традиционных японских видах единоборств. Посредством ката боевые искусства передавались от поколения к поколению. Они были основным учебным пособием по боевым искусствам.

В ката необходимо, в зависимости от выполняемой техники и индивидуальных особенностей, обращать внимание на последовательность движений, дыхание, перемещения, боевой дух и ритм. В целом ката должны гармонично развивать все тело, поскольку все техники каратэ при правильном исполнении включают работу корпуса.

Отрабатывая ката, ученик стремится к пониманию гармонии и ритма, а это, в свою очередь, развивает внутреннее понимание, концентрацию и самоконтроль. Координация движений и внутренняя концентрация — важнейшие элементы любого ката.

Сейчас мы знаем более 70 ката, входящих в разные стили. Многие ката созданы в XIX веке и раньше, есть и новые ката, придуманные в наше время.

Правила ката:

• Каждая техника и каждое движение в ката имеют большое и глубокое внутреннее содержание.

• Каждое ката начинается с техники защиты, что подчеркивает защитный характер каратэ как боевого искусства.

• Каждое ката заканчивается в той же точке, в которой начинается.

• Каждое ката следует заданной траектории перемещения (по-японски — эмбусэн).

• Все элементы ката — и блоки и удары — должны выполняться мощно и четко, с по­ниманием возможностей практического применения.

Отрабатывайте отдельные движения и их комбинации (технику защиты и нападения) с партнером (бункай). Не забывайте, что ката создавались с любовью, но по сути это борьба!

Этот девиз проявляется в боевом духе ката. Исполнитель должен показать сосредоточенность и внимание, он должен «видеть» воображаемых противников и точно реагировать на их воображаемые действия. Это внимание и сосредоточенность — выражение боевого духа, по-японски называют «дзансин».

Такое состояние имеет очень важное значение в любом боевом искусстве. Дзансин должен проявляться при исполнении ката. Это означает, что исполнитель не должен задерживаться ни на одну лишнюю секунду, переходя от одной техники к другой и не пропуская ни одного «возможного удара», двигаясь уверенно, в хорошей стойке и постоянно сохраняя концентрацию — и внешнюю (нужная степень напряжения мышц) и внутреннюю (взгляд, сосредоточенность).