Cлово "каратэ", в переводе с японского, означает "пустая рука".
 
Такое написание и расшифровку иероглифов ввел Гичин Фунакоши, избрав его из нескольких существовавших вариантов.
На вопрос, как и откуда произошло каратэ, у нас обычно отвечают: его создали японские крестьяне в качестве системы самозащиты, чтобы противостоять вооруженным самураям. Нетрудно заметить, что в таком объяснении четко просматривается так называемый классовый подход. Дело в том, что каратэ в нашей стране занимались давно, но "выходить из тени" оно стало в начале 70-х годов. Спортивные единоборства в то время были монополизированы боксом и самбо. Функционеры этих видов всеми силам и средствами препятствовали развитию в стране каратэ. Чтобы показать, что каратэ ни в коей мере не противоречит коммунистической идеологии, оно было представлено энтузиастами и сторонниками его распространения в нашей стране как средство борьбы угнетенного класса с угнетателями.
Такое представление является, мягко говоря, неточным. Однако именно оно укоренилось в литературе, и мало кто теперь задумывается, так ли оно было на самом деле. А это имеет принципиальное значение для понимания каратэ в целом и, в частности, ее философии, психологии и техники, т.к. любая система базируется на мировоззрении создателя, его принадлежности к определенному социальному сословию.
Мы попробуем реконструировать в общих чертах историю возникновения каратэ, опираясь как на письменные свидетельства, дошедшие до наших дней в весьма незначительных количествах, так на достоверные исторические факты и логические выводы.
Начнем с того, что каратэ, как известно, возникло на Окинаве. Вопрос о принадлежности Окинавы к Японии всегда являлся непростым: по крайней мере известно, что жители Окинавы называют себя окинавцами, а не японцами.
Окинава не принадлежит к числу больших Японских островов. Она находится в архипелаге Рюккю, включающем более 60 островов, и лежит в 500 км от Кюсю, самого южного из больших Японских островов 800 км от Фучжоу, провинции в Южном Китае, и в 600 км от Тайваня. Окинава - главный остров группы Рюккю - с древних времен считалась административным и культурным центром архипелага. На острове находилась столица Шури, и другие важнейшие населенные пункты, в том числе Камемура - поселок китайских иммигрантов.
Сохранилось несколько китайских документов, из которых следует, что Китай с его древней культурой издавна контактировал с жителями Окинавы: в те времена на Окинаву можно было попасть из Фучжоу морским путем за 6 дней.
Остров поддерживал торговые связи с Кореей и Японией, хотя господство пиратов в омывающих Японию морях препятствовало установлению более тесных взаимоотношений с ней. Известно также, чем торговало население Окинавы: фрукты, дары моря, сера, ткани и точильные камни. На островах Рюккю почти не было минеральных ресурсов, поэтому жители островов вынуждены были покупать необходимые им металлы, в том числе железо.
В древности на каждом из островов Рюккю существовало самоуправление. Лишь в 10 веке правитель из клана Генджи начал объединять острова в нацию. Династия, основанная им, продержалась 73 года, но затем власть перешла к другому клану. К тому времени вся территория островов была разделена на 3 враждующих княжества: Чунзан, Нанзан и Хокузан. Когда Шо Хаши, правитель Чунзан, сумел наконец объединить под своей властью все эти княжества, он издал указ, запрещающий всему населению Рюккю иметь оружие - даже старые ржавые мечи. Централизованное управление этой династии продержалось 2 столетия.
В 1609 г. правитель Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Шимазу из Сацумы, остров Кюсю. Заново вооруженные, воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных сил Шимазу определила исход войны.
Подчинив Окинаву, Шимазу также издал декрет о запрещении оружия. На остров присылали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах, как уже отмечалось, не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд.
В 1587 г. в Японии была проведена кампания, которая получила название "охоты за мечами". Тоётоми Хидэёси, правитель Японии, пытаясь стабилизировать общество, издал указ, по которому самураи не имели права становиться горожанами, а крестьянам запретили покидать землю. До этого между сословиями не было четких границ и можно было легко переходить из одного в другое, особенно из сословия крестьян в сословие самураев, и наоборот. Во время "охоты за мечами" всем крестьянам было предписано сдать оружие. С этих пор только самураи имели право носить мечи - длинный и короткий. Короткий меч имели право носить также горожане для самозащиты. Крестьянам же, как и во всем мире, для самозащиты надлежало пользоваться сельскохозяйственными орудиями.
Однако, несмотря на запрет использовать оружие, японские крестьяне не создали боевого искусства, подобного каратэ - им, судя по всему, хватало доступных им подручных средств. К тому же классовая борьба в Японии никогда не достигала особенно сильного накала и крестьяне не стремились изменить существующий общественный строй, для чего им пришлось бы воевать с господствующим сословием - самураями. Когда же во время войн создавались крестьянские ополчения, крестьян, естественно, вооружали.
Сельскохозяйственные инструменты были очень похожими у крестьян Китая, Японии и Окинавы. Известно, что в Китае существовали боевые системы, предусматривающие применение их в качестве оружия. Переселившиеся на Окинаву китайцы наверняка тем или иным способом обменивались своим боевым опытом с местными жителями. Таким образом, на Окинаве возникли системы боевого использования ручного малогабаритного сельскохозяйственного инвентаря: нунчака, саи, ничо-гама (серп) и тонфа. Крестьяне Окинавы, так же как и крестьяне Китая, пошли по пути создания боевых систем, использующих подручные инструменты в качестве оружия.
Что касается указа о запрещении оружия на Окинаве, в первую очередь он касался привилегированного сословия, местной аристократии. Разумно предположить, что именно они создали и начали тайно практиковать искусство самозащиты, в котором оружием являются руки и ноги. Эту систему называли по разному: "каратэ", "те", "окинава-те", "буши-но-те". Последнее, кстати, означает "руки воина". Буши переводится как "носящий меч", т.е. воин, принадлежащий к привилегированному классу.
Нужно отметить еще раз, что на Окинаве с древних времен существовало поселение китайских иммигрантов - Камемура. Часть из поселенцев - около 500 человек - приезжали из Китая и жили на Окинаве по полгода, чтобы контролировать сбор налогов. Такая система сбора налогов действовала до конца ХУ111 века. Кроме того, в Камемуре осела группа стихийных иммигрантов - эти семьи получили название "36 имен". Среди них было много чань-буддистских монахов. В чань-буддистских монастырях широко и интенсивно культивировалось кемпо. Естественно, что эти монахи привезли с собой национальные боевые системы. Эти системы постепенно слились с местными боевыми традициями, и в результате такого сплавления выработались боевые системы Окинавы.
Итак, каратэ является одной из боевых систем Окинавы. Движения в современных видах каратэ-до, у-шу и тайквондо заметно отличаются друг от друга. Надо сделать при этом оговорку, что во всех современных стилях, к какому бы разряду - так называемых "бесконтактных" или "контактных" - они ни относились, существуют как спортивные, так и боевые направления. Ничего нет удивительного, что в спортивных соревнованиях по кумите выступают представители разных стилей. И сейчас уже говорят об усредненном спортивном каратэ. Однако именно в соревнованиях по ката проявляется принципиальное отличие одного стиля от другого.
Каратэ - имеется в виду Окинавское каратэ - было создано на базе прототипа современного кен-до и трансформировано для ведения боя без оружия. В этом можно легко убедиться. Так, например, в каратэ Шотокан нет специальных упражнений для отработки техники, предусматривающей применение оружия, но если взять в руки, к примеру, меч или палку - особых проблем в их использовании не возникает: то, что получается в результате, очень похоже на кен-до. Во многих высших ката каратэ Шотокан применение оружия подразумевается.
Классическими признаны 4 стиля каратэ: Шотокан, Шито-рю, Вадо-рю и Годжу-рю.
Из них самым "жестким" и самым трудным в освоении, и, тем не менее, самым распространенным в мире является Шотокан Каратэ.
 

Биография Гичина Фунакоши